Комплексный интернет-маркетинг,
ориентированный на результат

Сторителлинг в проектировании интерфейсов. Часть 3

Метология создания персонажей и написания опыта взаимодействия с использованием сторителлинга.

Сегодня мы более подробно рассмотрим первые элементы проектирования продукта и то, как в их реализации помогает методология сторителлинга.

Создание персонажей

Персонаж в UX-дизайне - это документ с описанием типичного представителя сегмента целевой аудитории. Персонажи должны достаточно точно представлять конкретную категорию пользователей. Цель создания персонажа - сосредоточиться на образе типичного пользователя, понять мотивы, которыми он руководствуется, взаимодействуя с продуктом.

В процессе создания персонажа важно составлять документ от третьего лица, а не от лица самого персонажа.

Важно!

Для того чтобы создать качественный персонаж, необходимо найти источники информации о будущих пользователях, для которых мы создаем продукт. Такими источниками могут быть результаты исследований социологов, веб-аналитиков и маркетологов.

Однако наиболее доступный и естественный способ получения такой информации - опрос людей, которые имеют прямое отношение к продукту. Вот несколько такого рода источников получения данных:

1 Заинтересованные лица.

Интервью с ними позволит узнать, кем, по их мнению, являются типичные пользователи и какое видение для них типично.

2 Сотрудники службы поддержки компании, менеджеры по продажам.

Данные, полученные от интервьюирования этих сотрудников, могут быть несколько искажены, но от этого не перестают быть полезными при создании персонажей. Искажение данных может происходить в силу того, что в службу поддержки чаще всего обращаются люди, располагающие излишками свободного времени (среди них много пенсионеров и безработных), или люди, которых продукт или услуга раздражает настолько, что им не жалко времени на обращение.

3 Потребители.

Мы общаемся непосредственно с реальными людьми, которые пользуются (или собираются пользоваться) продуктом или услугой.

4 Знакомые.

Мы можем найти среди своих знакомых человека, который подходит под описание сегмента целевой аудитории, и опросить его. Это поможет нам сохранить связь с реальным миром, а также добиться того, что персонаж будет максимально достоверным и реалистичным. Кроме того, мы можем обратиться к знакомому, если у нас возникнут еще какие-либо вопросы при разработке продукта.

Важно!

Необходимо использовать несколько источников из каждой вышеперечисленной группы для того, чтобы избежать получения субъективных данных.

До того как мы начинаем создание персонажа, необходимо определиться с набором характеристик. Существуют обязательные характеристики и дополнительные, описывающие конкретный образ.

К обязательным характеристикам относятся:

  • пол
  • возраст
  • биография
  • социальный статус
  • география проживания
  • место работы или вид деятельности
  • занимаемая должность

Обязательные характеристики – своего рода необходимый минимум для всех создаваемых вами персонажей. В большинстве случаев вам придется добавить к ним те или иные дополнительные элементы, вот некоторые из возможных дополнительных характеристик:

  • образование
  • уровень дохода или заработная плата
  • жизненное кредо, интернет-активность
  • повседневная деятельность
  • уровень социального комфорта и так далее

Следующий этап создания персонажа - проработка целей, задач и мотивов пользователя. Определимся с понятиями:

Мотивы Задача Цель

Описание того, как пользователь пришел к взаимодействию. Мы должны обозначить потребность пользователя и причины, по которым он может вступить во взаимодействие.

При взаимодействии с продуктом у каждого пользователя есть конкретная задача, которую ему необходимо решить, будь то покупка ноутбука сестре на день рождения или поиск спортивных новостей. Задачи берут свое начало из мотивации, без мотивов не будет и задач.

Это идеальный опыт персонажа при взаимодействии с продуктом. Здесь мы кратко, в несколько предложений, описываем то, как будущий пользователь представляет себе взаимодействие.

Собирая воедино характеристики персонажа, мотивы, задачи и цели, мы должны не концентрироваться на своем личном восприятии и опыте, а представлять и держать в голове тот образ, который создаем.

Сценарии взаимодействия

Сценарии подробно отображают действия, выполняемые пользователями при решении задачи в определенном контексте. Они описывают суть и характерные черты работы функций как в общем виде, так и в детальном, алгоритмическом. Первый вариант необходим для понимания того, зачем нужна определенная функция. Второй предоставляет пошаговое описание всех возможных способов применения данного продукта — что способен совершить пользователь и как отреагирует на это система.

Сценарии полезны нам не только при работе над созданием нового продукта, они также помогают нам при переработке старой версии.

Сценарии взаимодействия берут свое начало из документа под названием "перечень функциональности". Это подробный список того, какими возможностями обладает система, какие действия может совершать в ней пользователь.

Разница между перечнем функциональности и сценарием взаимодействия в том, что суть первого - точный учет требований к системе, а второй - это описание функциональности, а также разъяснение, зачем нужна та или иная функция.

Важно!

Стоит сказать, что перечень функциональности - обязательный документ в проекте, без него может потеряться или не быть учтена при проектировании какая-либо важная функция. К тому же данный документ незаменим при составлении технического задания программным разработчикам.

На предыдущем этапе мы составили документ с персонажами. Таким образом, у нас появились отправные точки для написания сценария взаимодействия, а именно: задачи и цели будущих пользователей. Все без исключения функции системы должны отвечать на вопросы пользователей и решать их задачи. Сценарии взаимодействия напрямую предназначены для решения пользовательских задач. Сценарий начинается с того момента, когда пользователь вступает во взаимодействие с системой, заканчивается - различно, в зависимости от того, нашел пользователь решение своей проблемы или нет.

Таким образом,

нам необходимо не только продумать основной, идеальный сценарий, когда пользователь максимально "гладко" прошел по всем ключевым этапам, но и учесть все альтернативные варианты развития событий.

Оформлять сценарии можно по-разному. Вот некоторые наиболее популярные способы оформления:

оформленный нумерованными и маркированными списками с описанием алгоритмов, имеет существенный недостаток - такой документ крайне неудобен в дальнейшей работе, так как у него практически отсутствует наглядность.

Необходимо стараться писать сценарии, охватывающие как можно более широкий спектр ситуаций, а не только те, которые наиболее типичны или наиболее интересны людям из команды разработчиков.

Автор:
Кирилл Глоба, специалист по юзабилити
X

Увеличиваем посещаемость и продажи

Добавить комментарий

Отправить статью

Задать вопрос

X

Заявка на подарок

SEO: АУДИТ SEO + РАСШИРЕНИЕ ЯДРА.

ЮЗАБИЛИТИ: ЭКСПРЕСС-АУДИТ САЙТА.

PR: АУДИТ ОНЛАЙН-РЕПУТАЦИИ.

РАЗРАБОТКА: ОЦЕНКА СКОРОСТИ РАБОТЫ САЙТА.

Добавить комментарий
Мы Вам перезвоним
Добавить комментарий

* — обязательные поля