Комплексный интернет-маркетинг,
ориентированный на результат

Сторителлинг в проектировании интерфейсов. Часть 2

Процесс проектирования пользовательского опыта. Применение подхода сторителлинга на каждом этапе.

Существует множество подходов к проектированию пользовательского опыта. Но суть их обычно довольна проста. Мы применяем стандартный алгоритм, суть которого заключается в следующем:

1 выяснение контекста;
2 разработка продукта с учетом полученной информации;
3 тестирование полученного продукта.

Есть даже международный стандарт, который описывает общий процесс, названный человеко-ориентированным проектированием для интерактивных систем. Его официальное название ISO 13407. В новой версии ISO 9241-210 при оценке юзабилити учитывается пользовательский опыт.

Можно выделить 3 главные характерные черты этого процесса:

1 Процесс итеративен.

Перед внедрением или отклонением идеи тестируются. Можно протестировать множество вариантов, чтобы после выбрать идеальный. Предварительно юзабилити-специалист делает наброски и схемы, а в последнем варианте применяет дополненные и усовершенствованные версии. При этом их тестирование выполняется на каждом этапе. Для историй, возникающих в процессе разработки, также характерно циклическое развитие. Так, краткая история персонажа, коей она была на начальном этапе, в итоге превращается в полноценный сценарий, объясняющий определенную функцию товара.

2 Процесс масштабируемый.

На каждом этапе можно прорабатывать разные элементы товара. Первоначальный вариант может представлять собой приблизительное описание характеристики, которая будет доработана потом на более позднем этапе. Такая же ситуация и с историями: они могут формироваться из небольших фрагментов, разработанных на разных этапах.

3 Процесс применим в любом типе проектов.

Независимо от того, что мы разрабатываем: интернет-магазин, информационный сайт, социальную сеть или промо-страницу — общий цикл от понимания к оценке является для нас полезным.

В процессе разработки и тестирования можно выделить ряд элементов:

  • Понимание — изучение пользователей и контекста.
  • Особенности — бизнес-анализ и исследование пользователей для выяснения предназначения товара.
  • Дизайн — создание фактического дизайна продукта, от предварительных набросков-прототипов до окончательных дизайн-макетов.
  • Оценка — тестирование разработки на соответствие поставленной цели.

На всех этапах процесса истории позволяют нам сосредоточиться главным образом на пользователях. Хорошая история, сценарий или карта путешествия пользователя — напоминание о реальном мире, в котором будет использоваться продукт.

Рассмотрим каждый из этих элементов с точки зрения того, как внедрение методологии сторителлинга может помочь на каждом этапе:

1 Понимание.

На этом этапе методология предполагает создание так называемых персонажей.

Персонаж в проектировании - это, по сути, типичный пользователь (или несколько пользователей, в зависимости от того, для скольких сегментов целевой аудитории мы делаем продукт) с определенным набором характеристик. Таким образом, создание персонажей - это первый этап в создании опыта взаимодействия глазами пользователей.

2 Особенности.

Важно

При проведении бизнес-анализа сторителлинг помогает нам узнать, как и кому продукт может быть полезен. Изучив результаты анализа от отдела маркетинга и проанализировав данные статистики, мы вносим коррективы в наши шаблоны персонажей, они обрастают новыми характеристиками и подробностями.

Помимо бизнес-анализа на этом этапе мы можем проводить юзабилити-исследования. При их проведении также необходимо концентрироваться на поисках полезных историй: надо лишь уметь слушать и замечать то, что говорят или делают пользователи в рамках интервью и тестирования продукта, а также научиться задавать вопросы, которые заставят людей рассказать нам историю из их жизни, связанную с темой исследования. Материалы, полученные в рамках юзабилити-исследований, помогают нам не только глубже изучить цели, задачи и мотивы пользователей, но и вместе с созданными персонажами заложить основу для написания сценариев или подробно описать сценарии взаимодействия пользователя с существующим продуктом, ничего не упустив из виду.

Сценарии взаимодействия - это описание функционирования системы. Они помогают нам обозначить и принять во внимание все требования к продукту. Составление сценариев - это второй ключевой этап в проектировании взаимодействия.

3 Дизайн.

Итак, мы исследовали контекст, провели анализ и тестирование, создали персонажей и написали сценарии взаимодействия. Мы готовы начать разработку продукта. Но до того как мы перейдем непосредственно к созданию прототипов (а впоследствии дизайн-макетов), нам необходимо понять и определить все точки контакта пользователя с продуктом, причем как в онлайне, так и в офлайне, если, конечно, такие имеются. Также необходимо понять, где система взаимодействий может давать сбой, и минимизировать получение негативного опыта пользователя в этих точках контакта с продуктом. На этом этапе, беря за основу персонажей и сценарии взаимодействия, которые были созданы ранее, мы составляем Customer Journey Map (сокращенно CJM).

CJM - карта путешествия пользователя, отображающая путь по всем точкам взаимодействия пользователя с продуктом, с подробным описанием самого взаимодействия, то есть того, как должен вести себя тот или иной элемент системы, когда пользователь вступает с ним в контакт.

После создания первой итерации карты путешествия пользователя мы можем приступать к созданию прототипов и визуального дизайна, отталкиваясь от данных, отображенных на карте.

4 Оценка.

После того как описано взаимодействие пользователя с продуктом, а конечный дизайн продукта одобрен клиентом, мы отдаем проект на верстку и реализацию бета-версии, на которой мы проверяем, все ли работает так, как мы задумали. На этапе верстки и реализации нам очень пригодится CJM.

На самом деле, CJM - это в том числе техническое задание команде программных разработчиков, наиболее наглядно отражающее все элементы системы, а также дающее детальное описание того, как должна функционировать система в целом и каждый ее элемент в отдельности.

Подытожим:

Персонажи, сценарии и CJM (с каждым из которых мы более подробно познакомимся в следующих частях) можно рассматривать как элементы сторителлинга, ведь при их создании мы рассказываем историю. Методологию сторителлинга можно сравнить с написанием театральной пьесы, в которой есть действующие лица, синопсис и общая развернутая картина действий, отражающая сложные взаимодействия героя с окружающим миром.

Автор:
Кирилл Глоба, специалист по юзабилити
X

Увеличиваем посещаемость и продажи

Добавить комментарий

Отправить статью

Задать вопрос

X

Заявка на подарок

SEO: АУДИТ SEO + РАСШИРЕНИЕ ЯДРА.

ЮЗАБИЛИТИ: ЭКСПРЕСС-АУДИТ САЙТА.

PR: АУДИТ ОНЛАЙН-РЕПУТАЦИИ.

РАЗРАБОТКА: ОЦЕНКА СКОРОСТИ РАБОТЫ САЙТА.

Добавить комментарий
Мы Вам перезвоним
Добавить комментарий

* — обязательные поля